«Сказки А.С. Пушкина в музыке»

«Сказки А.С. Пушкина в музыке»

10 февраля - День памяти Александра Сергеевича Пушкина - самого русского поэта, прозаика, драматурга, теоретика, литературного критика, основоположника русского литературного слова. В этот день принято вспоминать поэта, читать его бессмертные произведения, вдохновляясь ими и отдавать дань его таланту.

 

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и о работнике его балде», «Сказка о царе Салтане»…

Конечно, все мы любим эти сказки. Но сказки Пушкина любили и многие русские композиторы. Наверное, нет ни одного русского композитора, который бы не использовал в своём творчестве стихи или сказки А.С. Пушкина. К таким композиторам относится и Н.А. Римский-Корсаков, которого называют величайшим среди музыкантов сказочником.

 

В 1899 году исполнялось 100 лет со дня рождения великого русского поэта А.С. Пушкина. К годовщине готовились пышно. Именно к этой дате была написана опера Н.А. Римский-Корсакова на сюжет пушкинской сказки «Сказка о царе Салтане». Композитору хотелось написать музыку под стать пушкинской сказке – нечто совершенно яркое, ярморочное.

 

А.С. Пушкин высоко ценил и очень интересовался русским народным творчеством. Ведь в поэзии народа, песнях, былинах, преданиях получили отражение его быт, страдания и радость, мужество и героизм.

«Сказку о царе Салтане» составили подлинные мотивы русского народного повествования. Римский-Корсаков стремился как можно точнее следовать пушкинскому оригиналу, однако сказку необходимо было приспособить к оперной сцене.

 

Опера оказалась поистине пушкинской. Композитору удалось сохранить своеобразные черты поэтического произведения: наивность, добродушный юмор, быстрый «плясовой» ритм, народный колорит. Свою основную задачу Римский-Корсаков в том, чтобы создать выразительный музыкальный язык, на котором можно было «сказать», «спевать» русскую сказку.

 

Римский-Корсаков умел с необыкновенным мастерством раскрыть великолепные сказочные картины в оркестровых звучаниях. Чарующие и таинственные призывы Лебедь-птицы, вариационно изложенная песня «Во саду ли в огороде», которую с присвисточкой поёт Белочка, мощная тема «33 богатырей» и конечно «Полет шмеля».

 

«Полёт шмеля» - это небольшая интермедия, которая до сих пор не оставдяет в покое исполнителей самых разных музыкальных направлений. Предлагаем вашему вниманию эту знаменитую музыкальную миниатюру в исполнении преподавателя фортепиано Гайда Ирины Владимировны.

Видео можно посмотреть здесь

«День российской науки»

«День российской науки»

Ежегодно 8 февраля российское научное сообщество отмечает свой профессиональный праздник — День российской науки, учреждённый Указом Президента РФ в 1999 году. (28 января) 8 февраля 1724 года Указом правительствующего Сената по распоряжению Петра I в России была основана Академия наук. В 1925 году она была переименована в Академию наук СССР, а в 1991 году — в Российскую Академию наук.

7 июня 1999 года Указом Президента РФ № 717 был установлен День российской науки с датой празднования 8 февраля. В Указе говорится, что праздник был установлен, «учитывая выдающуюся роль отечественной науки в развитии государства и общества, следуя историческим традициям и в ознаменование 275-летия со дня основания в России Академии наук».

Россия стала первой страной в мире, где было разработано учение о биосфере, впервые в мире в космос запущен искусственный спутник Земли, введена в эксплуатацию первая в мире атомная станция. Праздник является очередным напоминанием того, что наука способна изменить мир в лучшую сторону. Организаторы считают, что торжество будут отмечать и через 100 лет.

Как известно, наука является основной движущей силой прогресса, важнейшим ресурсом развития национальной экономики, медицины, образования и социальной сферы. Поэтому от достижений ученых напрямую зависят не только экономический рост и создание новых высокопроизводительных рабочих мест, но и качество жизни миллионов людей.

Сегодня российские ученые продолжают славные традиции — развивают самые перспективные направления в науке, разрабатывают новейшие технологии, готовят учеников. Правительство страны уделяет особое внимание поддержке науки и развитию сектора научных разработок, в том числе и исследованиям молодых ученых. Ключевыми документами, обеспечивающими реализацию научно-технической политики, являются Стратегия научно-технологического развития до 2035 года, принятая в 2016 году, Национальный проект «Наука», утвержденный в сентябре 2018 года, государственная программа «Научно-технологическое развитие Российской Федерации на 2019-2030 годы», принятая в апреле 2019 года.

Видео можно посмотреть здесь

«День воинской славы»

«День воинской славы»

2 февраля отмечается День воинской славы России — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943), установленный в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 1995 года "О днях воинской славы и памятных датах России".

Сталинградская битва стала крупнейшей сухопутной битвой в ходе Второй мировой войны и одним из переломных моментов в ходе военных действий, после которых немецкие войска окончательно потеряли стратегическую инициативу. Она началась 17 июля 1942 года и закончилась 2 февраля 1943 года.

Сдача города тогда приравнивалась не только к военному, но и к идеологическому поражению. Бои шли за каждый квартал, за каждый дом, центральный вокзал города переходил из рук в руки 13 раз. И все же советский народ и бойцы Красной Армии смогли выстоять. 31 января 1943 года командующий группировкой немецких войск Ф. Паулюс сдался в плен.

200 героических дней обороны Сталинграда вошли в историю, как самые кровопролитные и жестокие. При обороне города погибли и были ранены более миллиона советских солдат и офицеров.

Сегодня в память о Сталинградской битве отмечается День воинской славы России, проводятся торжественные и памятные мероприятия. В память о павших солдатах представляем вашему вниманию песню Г. Пономаренко «Растёт в Волгограде берёзка» в исполнении Татьяны Барашкиной, преподавателя отделения народного пения и эстрадного вокала нашей школы.

Видео можно посмотреть здесь

"Я лечу над Россией..."

2 февраля 1921 года родился советский, российский композитор, баянист, Народный артист СССР Григорий Федорович Пономаренко. Несколько школ Краснодарского края, в том числе и наша, носят имя этого человека.

Родился Григорий Федорович в селе Моровском, ныне Козелецкий район, Черниговской области (Украина), в простой крестьянской семье. С пяти лет научился играть на баяне, у Максима Терентьевича Пономаренко - брата отца, гармониста, собирателя народных инструментов, мастера по изготовлению гармоней и баянов. В шесть лет Гриша Пономаренко уже играл на всех поселковых праздниках и вечеринках.

После переезда семьи в Запорожье, дядя определил Гришу в ученики к известному музыканту Александру Кинебасу. В 12 лет Григорий уже писал музыкальные оформления к спектаклям драмматического кружка "Коммунар". В школьные годы был принят на работу баянистом в Дом пионеров, затем - в Дом культуры ДнепроГЭСа.

В 1938 году поступил в Ансамбль песни и пляски погранвойск НКВД УССР. Работал в Киеве, совмещая выступления с уроками по классу баяна у А. Ф. Магдика в Киевской консерватории. В 1941 - 1947 годах продолжал работу музыкантом Ансамбля песни и пляски погранвойск НКВД СССР (позднее МВД СССР). Прошел с этим коллективом всю Великую Отечественную войну, с первого до последнего дня.

Демобилизовавшегося Григория Пономаренко приняли на работу баянистом в Оркестр русских народных инструментов Н. Осипова. В этом прославленном коллективе он работал до 1950 года. В 1952 году был приглашен им в качестве музыкального руководителя Государственного Волжского русского народного хора в городе Куйбышеве. С 1963 года - Григорий Фёдорович был приглашен на должность художественного руководителя народного хора Дворца культуры Волгоградского тракторного завода.

12 апреля 1971 года Г.Ф. Пономаренко стал членом Союза композиторов СССР. В 1972 году он переехал на Кубань, в город Краснодар.

Композитором написаны пять оперетт, духовная хоровая музыка "Всенощное бдение", концерты для баяна с оркестром, квартеты, пьесы для оркестра народных инструментов, оратории для смешанного хора с оркестром, произведения для домры, баяна, музыка к спектаклям драматического театра, к фильмам, множество песен - в целом около 970 произведений. Фирмами звукозаписи выпущено более 30 пластинок с произведениями Григория Пономаренко, издано около 30 сборников песен.

7 января 1996 года произошла ужасная трагедия, Григорий Федорович погиб в автокатастрофе. Похоронен он в Краснодаре, на Славянском кладбище.

Видео можно посмотреть здесь

«Театральное отделение школы искусств – среда для развития творческой личности»

«Театральное отделение школы искусств – среда для развития творческой личности»

В современном обществе повысился социальный престиж интеллекта. С этим связано стремление родителей в первую очередь дать детям знания, научить их читать, писать, считать. Но ведь не менее важно научить их чувствовать, думать, творить, сопереживать. Сегодняшние дети знают и умеют гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, с легкостью осваивают работу на компьютере, но при этом все реже восхищаются и удивляются. Все чаще проявляется равнодушие, интересы детей ограниченны, а игры однообразны. В основном ребенка окружают отрицательные, тревожные, раздражающие явления. Не здесь ли скрыт источник многих бед, таких, как агрессивность, различные комплексы, неумение строить отношения со сверстниками?

Радует, что увеличивается количество родителей, которые задумываются над происходящим и стремятся к тому, чтобы их ребенок развивался не только в информационно-компьютерной среде. Растет интерес к дополнительному образованию. Все большее значение в области такого образования детей приобретают детские школы искусств.

Каждое из отделений таких школ имеет свои преимущества, но театральное благодаря синтетической природе искусства театра предоставляет учащимся наибольшие возможности для развития творческих и воспитания креативных способностей. Театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Для ребенка актера, как и для ребенка зрителя, это в первую очередь мир сказок, тайн и волшебства. Это страна, где правит Добро. Это путешествие, возвращаясь из которого он уносит в своей душе самые светлые чувства. А для ребенка-актера это еще и благоприятная среда для самовыражения и самореализации, возможность «найти себя», преодолеть свои комплексы и страхи.

На театральном отделении школы искусств существует своя специфика. Из 10-12 выпускников свое профессиональное обучение продолжают 1-2 человека. Остальные учатся в школе искусств для общего эстетического и творческого развития. Поэтому основной целью обучения является формирование театральными средствами творческой личности, способной к самообразованию, саморазвитию и самореализации на протяжении всей жизни.

В нашей школе театральное отделение существует уже более 20 лет. Многое было испробовано, прежде чем мы нащупали свой путь, встали на него и успешно по нему следуем. Итогом работы всех этих лет является создание театрального коллектива «Лукоморье» и получение почетного звания «Образцовый художественный коллектив».

 

Программа обучения в нашей школе построена таким образом, что в течение каждого года обучения ребенок открывает для себя все новые стороны творческой деятельности. Пробует себя в разных жанрах, не боится осваивать новые направления, определяет свои склонности. Несмотря на общность конечной цели, каждая ступень обучения имеет свои задачи, что связано и с возрастными возможностями учащихся, и со степенью овладения учебным материалом.

Видео можно посмотреть здесь

Страница 5 из 33«123456789»