«Сказки А.С. Пушкина в музыке»

«Сказки А.С. Пушкина в музыке»

10 февраля - День памяти Александра Сергеевича Пушкина - самого русского поэта, прозаика, драматурга, теоретика, литературного критика, основоположника русского литературного слова. В этот день принято вспоминать поэта, читать его бессмертные произведения, вдохновляясь ими и отдавать дань его таланту.

 

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и о работнике его балде», «Сказка о царе Салтане»…

Конечно, все мы любим эти сказки. Но сказки Пушкина любили и многие русские композиторы. Наверное, нет ни одного русского композитора, который бы не использовал в своём творчестве стихи или сказки А.С. Пушкина. К таким композиторам относится и Н.А. Римский-Корсаков, которого называют величайшим среди музыкантов сказочником.

 

В 1899 году исполнялось 100 лет со дня рождения великого русского поэта А.С. Пушкина. К годовщине готовились пышно. Именно к этой дате была написана опера Н.А. Римский-Корсакова на сюжет пушкинской сказки «Сказка о царе Салтане». Композитору хотелось написать музыку под стать пушкинской сказке – нечто совершенно яркое, ярморочное.

 

А.С. Пушкин высоко ценил и очень интересовался русским народным творчеством. Ведь в поэзии народа, песнях, былинах, преданиях получили отражение его быт, страдания и радость, мужество и героизм.

«Сказку о царе Салтане» составили подлинные мотивы русского народного повествования. Римский-Корсаков стремился как можно точнее следовать пушкинскому оригиналу, однако сказку необходимо было приспособить к оперной сцене.

 

Опера оказалась поистине пушкинской. Композитору удалось сохранить своеобразные черты поэтического произведения: наивность, добродушный юмор, быстрый «плясовой» ритм, народный колорит. Свою основную задачу Римский-Корсаков в том, чтобы создать выразительный музыкальный язык, на котором можно было «сказать», «спевать» русскую сказку.

 

Римский-Корсаков умел с необыкновенным мастерством раскрыть великолепные сказочные картины в оркестровых звучаниях. Чарующие и таинственные призывы Лебедь-птицы, вариационно изложенная песня «Во саду ли в огороде», которую с присвисточкой поёт Белочка, мощная тема «33 богатырей» и конечно «Полет шмеля».

 

«Полёт шмеля» - это небольшая интермедия, которая до сих пор не оставдяет в покое исполнителей самых разных музыкальных направлений. Предлагаем вашему вниманию эту знаменитую музыкальную миниатюру в исполнении преподавателя фортепиано Гайда Ирины Владимировны.

Видео можно посмотреть здесь

В этом разделе